Модный интерьер Секреты ванной  
  Новости     Арт-векторы     Каталог рисунков     Эскизы и проекты     Галерея     Арт-детали      
 
Керамическая плитка     Красота камня     Мозаика из камня и смальты     Художественный паркет     Естественность дерева     Художественная ковка     Произведения искусства    
 
     

Барокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики

Для архитектуры и строительства эпохи барокко характерно высокое исполнительское мастерство резных украшений. Русские мастера, несмотря на сложность замысла и хрупкость материала, с кажущейся легкостью с большой скульптурной четкостью режут тончайшие ветки, листья, цветы, выявляя характер и форму мотива. Высокий рельеф резного украшения, местами доходящий до полного объема, моделируется мастером так, что обеспечивает ясность восприятия детали с любой точки зрения.

Выразителем стиля барокко середины XVIII века является великий зодчий В. В. Растрелли. В творчестве Растрелли ярко выражены характерные черты, присущие русскому декоративному искусству. Растрелли создает ряд интерьеров, различных по своему убранству. Все они блестяще решены по композиционному замыслу и художественному единству декора. Богатство декоративной отделки сочетается в них с четкостью и ясностью решения планов построения интерьеров.

Интерьер Большого зала Екатерининского дворца
Интерьер Большого зала Екатерининского дворца

Вершиной творчества Растрелли являются интерьеры Екатерининского дворца в Царском селе, особенно отделка Большого зала, где на белой глади стен свободно и живописно располагаются сверкающие позолотой резные украшения, образуя неповторимое по красоте резное убранство. Общему характеру оформления соответсвтует роспись потолка, разработанная художником Валерияни на тему «Триумф России», И наборный паркет, изготовленный по рисункам Pастрелли. Свет, идущий широким потоком из окон и застекленных дверей, отражаясь на золотом декоре, увеличивал красоту и богатство резных украшений, придавая залу большую нарядность и праздничность.

Растрелли прекрасно понимал декоративные особенности русской резьбы, ценил огромное мастерство русских резчиков и использовал этот вид искусства, создав неповторимые образцы в области художественной обработки дерева. Растрелли также создал великолепные по композиции и отделке резные иконостасы в церковных интерьерах, продолжая и pазвивая лучшие традиции русской иконостасной резьбы XVII века. Созданные Растрелли иконостасы изумляют оригинальностью и смелостью решений, разнообразием приемов выполнения резного декора. Декоративные особенности композиций иконостасной резьбы, выполненные по рисункам Растрелли, долгое время служили примером для мастеров резного искусства.

Деревянный резной декор широко использовался и другими русскими архитекторами середины XVIII в. при убранстве как светских, так и церковных интерьеров. Такие архитекторы, как И. Мичурин и другие, подчиняясь общему стилистическому направлению того времени, в своем творчестве выражали им присущие индивидуальные особенности.

Большой интерес представляют резные украшения, выполненные по проектам Д. Ухтомского и А. Евлашева для интерьеров Головинского дворца в Москве. Изумителен по композиции трехъярусный иконостас церкви Климента на Пятницкой, где гармонично сочетаются столярные профили, токарные и резные детали. Своими формами он напоминает иконостас в Петропавловском соборе архитектора Зарудного. Замечательные с резным декором иконостасы и напрестольная сень собора Николы Морского в Петербурге были выполнены по проектам C. Чевакинского. Эти и другие примеры говорят не только о широком применении резьбы по дереву в архитектуре середины XVIII в., но и о широте творческих замыслов, о многообразии применяемых мотивов и приемов выполнения, об индивидуальном мастерстве людей, создававших эти удивительные по красоте образцы резного искусства.

По убранству дворцовых и церковных интерьеров, кроме архитекторов, работала многочисленная армия русских и иностранных мастеров. Только на украшении внутреннего убранства Царскосельского дворца работало около ста русских резчиков по дереву. Из иностранцев одаренным художником и умелым организатором работ был Иоганн Дункер, лично руководивший резными работами на Волге. Он изготавливал модели и устанавливал резной декор на место. Большое участие приняли также Осип Штальмайер, Луи Роллан, Даниил Корловский и Жирардон. При их участии были декорированы многие интерьеры в Петербурге и в его пригородах.

Из русских мастеров, не только хорошо знавших резьбу по дереву, но выполнявших работы и руководивших бригадами резчиков, известны Сергей Хабаров, Александр Чанов, охотинские мастера Петр Валехин и Дмитрий Сакулисный, Игнатий Канаев, Данила Игнатьев и Иван Сухой, московские резчики, работавшие главным образом с архитектором Д. Ухтомским — Иван (отец), Василий, Михаил и Иван (cыновья) Зиминых, Яков Ильин и Алексей Сукин.


И.В.Лямин. Вторая жизнь дерева




Смотрите также:

Лес в хозяйстве и творчествеЛес в хозяйстве и творчестве  
Несколько веков тому назад, когда леса обильно покрывали огромные пространства страны, славянские племена, селившиеся по берегам северных рек, озера Ильменя и междуречья Оки и северной Волги, шаг за шагом отвоевывали у леса небольшие участки земли для того, чтобы соорудить жилища и посеять сельскохозяйственные культуры. Вырубая и расчищая необходимые площади, люди использовали естественные богатства леса для своих хозяйственных нужд, находя в нем жилье, пищу и тепло. В то далекое для нас время не было такой отрасли в хозяйстве, которая не была бы тесно связана с жизнью леса.

Русская древесинаРусская древесина  
С древних времен русские мастера, используя естественную красоту дерева, сооружали грандиозные хоромы и дворцы, церкви и соборы, поражающие великолепием и изысканностью отделки, неприступные башни и стены кремлей, где фантазия и изобретательность сливались с художественным замыслом народного зодчего. Из дерева делали корабли, кареты, сани, украшая их резьбой и яркой росписью, мебель, ткацкие станки, прялки, посуду — ложки, чаши, ковши и солонки, в которых сочеталась мудрая простота с декоративной причудливостью.

Изделия из дереваИзделия из дерева  
Дерево - тёплый, визуально приятный и доступный материал, без которого невозоможно представить себе действительно уютный и гармоничный интерьер. Естественность древесной поверхности невозможно превзойти имитациями и подражаниями. Сколь бы ни были они совершенны, мир природной древесины намного богаче и разнообразнее.


Следующая страница: Декоративная деревянная отделка во середине XVIII века

    • Главная   • Арт-векторы   • Изделия из дерева   • Барокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики  
  (916) 616-48-72


Арт-векторы

Керамическая плитка и керамогранит

Изделия из камня

Мозаика из камня и смальты

Художественный паркет

Изделия из дерева
Дерево в интерьере второй половины XVIII векаБарокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики Декоративная деревянная отделка во середине XVIII векаДерево в интерьерах Петровской эпохиРезьба по деревуЛес в хозяйстве и творчествеРусская древесина

Художественная ковка

Лестницы

Предметы искусства

Комнатные растения







     
  Стильный интерьер     Практикум дизайнера интерьера     Ванная комната     Детская комната     Интерьер и фен-шуй      
  О компании     Контакты     Арт-консалтинг     Мастер-классы      
  © Группа компаний «Модный интерьер», 2009-2013.   +7 (916) 616-48-72
Дизайн интерьера, художественный паркет, мозаика, ковка, деревянные лестницы и столярные изделия, текстиль, предметы искусства, декоративные решения и аксессуары
Карта сайта
Ваш вопрос
МИ на Facebook