Модный интерьер Практикум дизайнера  
  Новости     Арт-векторы     Каталог рисунков     Эскизы и проекты     Галерея     Арт-детали      
 
Керамическая плитка     Красота камня     Мозаика из камня и смальты     Художественный паркет     Естественность дерева     Художественная ковка     Произведения искусства    
 
     

Русская древесина

В древних летописях Россию обычно называли «лесная». По лесным богатствам Российская Федерация занимает первое место в мире. Лесные угодья России составляют четверть общего мирового леса.

Наибольшее количество лесов расположено в полосе умеренного климата, значительно меньше на Крайнем Севере. Свыше ста различных пород деревьев произрастает на обширной территории России, начиная от карликовой березы в заполярной тундре и кончая чайным деревом на Кавказе.

Наиболее распространенной породой дерева в лесах европейской части является сосна. Она занимает около 30% всей лесной площади. Высокая, стройная, с гладким стволом, сильно смолистая, сосна широко применялась при строительстве судов, жилых и культовых сооружений. Баржи, расшивы беляны, ходившие по Волге, богато украшались объемной и рельефной резьбой из сосны.

Ель служит прекрасным строительным материалом. Когда-то, как и сосна, она была основной породой для любых работ по дереву. Кроме того, ель особого строения, выросшая в определенных условиях, «музыкальна». Из тысячи елок специалисты отбирают несколько десятков «поющих». После длительной сушки, когда древесина приобретает необходимые свойства, ее используют для изготовления скрипок, виолончелей, гитар и т. д. Особым музыкальным свойством отличаются вологодские ели. Их слава перешагнула рубежи нашей Родины.

Деревянный брус из хвойных пород древесины
Древесина хвойных пород

«Поющей», «резонирующей» древесиной также является бук, растущий на каменистых горных почвах.

Большим разнообразием применения и долговечностью отличается древесина дуба. Когда-то дуб был гораздо более распространен в центральной полосе России. Об этом свидетельствуют многочисленные остатки его, найденные в виде целых стволов или коряг на дне полувысохших рек Подмосковья и Ленинградской области.

Береза в европейской части Союза занимает больше 16% всей площади леса. Ее белая твердая и упругая древесина широко применяется во многих областях строительства и декоративного искусства.

Лучшие липовые леса тянутся от северо-восточной стороны Костромской области до Уфимской, а территория между Волгой и Сурой, так называемое Засурье, благодаря особым условиям богато кленовыми лесами.

Липа и клен широко используются в столярно-мебельном деле. Липа незаменима в резном искусстве, так как древесина ее легко режется вдоль и поперек волокон, не крошась. Липа хороша и под золочение. Необычайно широко липу использовали в XVII и XVIII веках, когда церковные и дворцовые помещения и мебель роскошно украшали изумительными по мастерству резными орнаментами.

Лиственница произрастает на северо-востоке Европейской части России и в Сибири. По качествам своим она близка к сосне. Обладая значительной гибкостью, но малой упругостью, лиственница в столярном деле представляет собой прекрасный и очень прочный материал. Лиственница идет на изготовление мебели, оснастку судов и на мачты яхт и деревянных кораблей. Применяется она также для монументальных декоративных работ.

Реже используется строителями и мастерами-древоделами осина. По основным свойствам осина не уступает хвойным породам, а во многом даже их превосходит. Издавна из осины клали срубы, ладили столы, лавки, полати и полы, возводили храмы, которые стоят веками, не поддаваясь ни дождям, ни ветрам, ни зною.

С древних времен русские мастера, используя естественную красоту дерева, сооружали грандиозные хоромы и дворцы, церкви и соборы, поражающие великолепием и изысканностью отделки, неприступные башни и стены кремлей, где фантазия и изобретательность сливались с художественным замыслом народного зодчего.

Из дерева делали корабли, кареты, сани, украшая их резьбой и яркой росписью, мебель, ткацкие станки, прялки, посуду — ложки, чаши, ковши и солонки, в которых сочеталась мудрая простота с декоративной причудливостью. Из древесины резали или вытачивали игрушки, различного вида украшения и хозяйственные предметы, изготовляли струнные и смычковые музыкальные инструменты, а из бересты делали туески, лукошки, обувь, сумки и футляры для инструмента.

До развития технологий изготовления бумаги, когда пергамент был слишком дорог и недоступен, береста являлась самым популярным материалом, на котором писали с помощью ножей или специальных чернил.

Сохранение лесного богатства

Редко, когда дерево умирает своей естественной смертью. Состарившееся дерево срубают. Срубают молодые и средних лет деревья, необходимые в народном хозяйстве. Несмотря на долголетие жизни дерева, человек всегда проявлял заботу о сохранении лесных богатств.

В начале XVIII века правительство Российской империи, обеспокоенное беспорядочными заготовками древесины для строительства Санкт-Петербурга и флотилии, приняло ряд срочных мер по сохранению ценного лесного массива в средней полосе. В 1703 году был издан царский указ «о бережении лесов» на Двине, у Архангельска. Вслед за этим Петр I пишет личное указание о сохранности лесных заповедных мест: «Hе рубить дуб, клен, ясень, рябину, калину, орешник, ели толстые, а именно в голову человечью и толще, ольхи такой же меры не рубить, которые прямы и хороши, а простые деревья рубить так же ольху и ель тонкую и кривую и валить с корнями (Распоряжения Петра I по кораблестроению, 1717 — 1724 годы. Письмо и указы Ф. П. Пальчикову. Русская старина, т. V, СПб., 1872.)

В апреле 1722 года Государственным Сенатом учреждаются должности обер-вальдмейстера и специальных надсмотрщиков для «особливого смотрения и сбережения лесов». В инструкции обер-вальдмейстеру подробно указывается, на какие «казенные дела и домовые нужды» позволяется «из заповедных лесов рубить дуб». Горн этом говорится: «...рубить дуб на палатные и хоромные уборы, на столы, на шкафы, на стулья... срубя в лесу, растирать в доски и брусья пилами, а не распиловав из леса не вывозить и кроме позволенного отнюдь не употреблять.

В середине XIX века передовые люди, озабоченные судьбой русского леса, призывали правительство и народ к действенной борьбе за сохранение природы и ее ценностей. Лев Николаевич Толстой, будучи уже известным писателем, обратился к правительству с проектом, в котором предусматривал посадку лесных саженцев на месте вырубленного леса и просил, чтобы оно предоставило ему особые полномочия по осуществлению предложенного проекта на территории Российского государства. В 1853 году из Петербурга в Ясную Поляну пришел отказ.

Известный ученый, защитник природы Д.Н. Кайгородов писал: «Если мы будем и дальше так же легкомысленно относиться к разорению наших лесов, как относились к этому до сих пор, то не долго заставит себя ждать то время, когда наша родина почувствует всю тяжесть лесной бедности — тяжесть, которую, впрочем, уже и теперь начинают чувствовать многие местности в России, неразумно растратившие свои лесные богатства» (Д.Н. Кайгородов «Чернолесье (лиственный лес)». М-СПб, изд-во Суворина, 1910.).

В настоящее время осваиваются обширные территории прежде нетронутых лесов; вопросы, связанные с охраной леса, значительно усложнились, так как от существования леса во многом зависит плодородие наших земель и полноводность рек. Сохранность природы, разумное использование и возобновление ее огромных ресурсов становится одной из главнейших задач общества и государства.


И.В.Лямин. Вторая жизнь дерева




Смотрите также:

Изделия из дереваИзделия из дерева  
Дерево - тёплый, визуально приятный и доступный материал, без которого невозоможно представить себе действительно уютный и гармоничный интерьер. Естественность древесной поверхности невозможно превзойти имитациями и подражаниями. Сколь бы ни были они совершенны, мир природной древесины намного богаче и разнообразнее.

Дерево в интерьере второй половины XVIII векаДерево в интерьере второй половины XVIII века  
В 60-70-х годах XVIII века в русской архитектуре намечается отход от художественных задач предшествующего периода. Архитекторы постепенно отказываются от нарядной пышности декоративного оформления зданий. Архитектура принимает более строгие, лаконичные формы. Архитектурные сооружения этого времени характеризуют новые пути развития русской архитектуры и ясно отражают переходный период к искусству классики второй половины XVIII века.

Барокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики Барокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики  
Для архитектуры и строительства эпохи барокко характерно высокое исполнительское мастерство резных украшений. Русские мастера, несмотря на сложность замысла и хрупкость материала, с кажущейся легкостью с большой скульптурной четкостью режут тончайшие ветки, листья, цветы, выявляя характер и форму мотива. Высокий рельеф резного украшения, местами доходящий до полного объема, моделируется мастером так, что обеспечивает ясность восприятия детали с любой точки зрения.


    • Главная   • Арт-векторы   • Изделия из дерева   • Русская древесина  
  (916) 616-48-72


Арт-векторы

Керамическая плитка и керамогранит

Изделия из камня

Мозаика из камня и смальты

Художественный паркет

Изделия из дерева
Дерево в интерьере второй половины XVIII векаБарокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики Декоративная деревянная отделка во середине XVIII векаДерево в интерьерах Петровской эпохиРезьба по деревуЛес в хозяйстве и творчествеРусская древесина

Художественная ковка

Лестницы

Предметы искусства

Комнатные растения







     
  Стильный интерьер     Практикум дизайнера интерьера     Ванная комната     Детская комната     Интерьер и фен-шуй      
  О компании     Контакты     Арт-консалтинг     Мастер-классы      
  © Группа компаний «Модный интерьер», 2009-2013.   +7 (916) 616-48-72
Дизайн интерьера, художественный паркет, мозаика, ковка, деревянные лестницы и столярные изделия, текстиль, предметы искусства, декоративные решения и аксессуары
Карта сайта
Ваш вопрос
МИ на Facebook