Новости Арт-векторы Каталог рисунков Эскизы и проекты Галерея Арт-детали |
|
Дерево в интерьере второй половины XVIII векаВ 60-70-х годах XVIII века в русской архитектуре намечается отход от художественных задач предшествующего периода. Архитекторы постепенно отказываются от нарядной пышности декоративного оформления зданий. Архитектура принимает более строгие, лаконичные формы. Архитектурные сооружения этого времени характеризуют новые пути развития русской архитектуры и ясно отражают переходный период к искусству классики второй половины XVIII века. В декоративной отделке интерьеров еще ярко выражены особенности, присущие середине XVIII в., однако в композиционных приемах убранства помещений видны следы большой. сдержанности, лаконичности и простоты. Эти изменения свидетельствуют о формировании нового стиля русской архитектуры второй половины XVIII в. Одним из ведущих архитекторов этого времени, отразившим в своем творчестве становление нового направления в архитектуре, был замечательный мастер, большой знаток декоративно-прикладного искусства Антонио Ринальди. В лучших своих сооружениях Ринальди отказывается от некоторых приемов внутреннего убранства предшествующего периода. Архитектор не стремится к иллюзорному расширению ограниченного пространства интерьера, к пышной декоративности, покрытию орнаментальных деталей предметов обстановки богатой позолотой. В своих постройках он с большой изысканностью и со знанием дела, привлекая разнообразные декоративные. материалы, создает изумительные образцы внутреннего убранства дворцовых помещений. Древесина благодаря своим декоративным свойствам используется широко и в зависимости от поставленной задачи подвергается различной художественной обработке.
B одной из наиболее ранних своих построек во дворце Петра III Ринальди находит широкое применение дереву, отделывая им двери, дверные проемы, панели и паркет. Двупольные двери дворца заключены в наличник простой профилировки. Полотна дверей окрашены в светло-красный цвет и украшены резьбой. Внутри резного орнамента создаются миниатюрные картины на китайские сюжеты. Подобные же декоративные решения имеют дверные притолоки. Стены помещений украшаются деревянными панелями небольшой высоты. На филенках панелей так же, как и на дверях, изображены сцены из китайской жизни. Живописные миниатюры обрамлены резными рамками, состоящими из растительных завитков. Мотивами росписей служат пейзажи, различные: архитектурные сооружения, фантастические птицы, крылатые жуки, бабочки, стрекозы, разнообразной формы геометрические орнаменты, виньетки и розеты. Живописные изображения: на деталях интерьера располагаются различно: на дверях и боковых дверных откосах — вертикально, на филенках панелей — горизонтально. Несмотря на однотипность композиционного построения сюжетов многих миниатюр, они в каждом отдельном случае отличаются своеобразием и оригинальностью. Росписи на деревянных частях интерьера во дворце Петра III — редкое явление в области художественной обработки дерева. Живопись на дверях, панелях и дверных откосах, выполненная под руководством и при участии «лакирных дел мастера» Федора Власова в общей сложности насчитывает 213 различных композиций и занимает площадь около 70 кв.м. Резьба, применявшаяся при убранстве интерьера, выполнена в невысоком рельефе. Она состоит из стилизованных веток, листьев и раковин. Из мастеров, выполнявших резные работы во дворце Петра III, нам известны Дмитрий Иванов, Семен Фирсов, Дмитрий Михайлов и Павел Дурногласов. При отделке комнат Китайского дворца по рисункам Ринальди были изготовлены резные рамы и наддверные украшения, среди них наиболее интересны рамы для зеркал и стеклярусных панно, выполненные из массива древесины в виде пальмовых стволов, перевитых гирляндой цветов.
Невиданного расцвета достигает архитектура и декоративное искусство в конце XVIII века. Вместо декоративной пышности и богатства приходит спокойная уравновешенность и благородная простота форм. Единство целесообразности и красоты становится главным художественным признаком нового стиля. Гениальные зодчие В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. С. Старой, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон и др., опираясь на традиции национальной архитектуры, критически используя художественные принципы античной и мировой классики, создают выдающиеся произведения классической архитектуры. В. И. Баженов возводит замечательный по красоте дом Пашкова, создает проект и модель Большого Кремлевского дворца. М. Ф. Казаков сооружает Колонный зал большого дворянского собрания в Москве. И. С. Старов строит в Петербурге Таврический дворец, Кваренги — Эрмитажный театр и др. Многие крупные помещики и купцы, стараясь не уступать царскому двору, городским вельможам, сооружали в своих поместьях настоящие дворцы. К таким относятся дворцы в Кусково и Останкино (графа Шереметьева), дом Демидова в Москве, Архангельское (князя Юсупова), Московский дворец князя Куракина, дворец графа Завадовского в бывшей Черниговской губернии и многие другие. Резьбе, как декоративной отделке, по-прежнему отводят большое место. Во вновь открывшейся Академии художеств в Петербурге (1757 г.) вводят преподавание орнаментального искусства, в частности, изучение архитектурного декора. В классах академии преподают крупнейшие специалисты в области деревянной скульптуры и орнаментики, такие как Жилле, Лагрене, Торелли, профессор Луи Роллан и один из замечательных резчиков орнаменталистов по дереву Шварц. Особую роль в деле подготовки столяров и резчиков по дереву сыграла организованная в то время «Экспедиция настроения Большого Кремлевского дворца» и Модельного дома при ней, где совместно с высокими специалистами работали мастера по деревообработке. Высококвалифицированные мастера были в дворянских усадьбах. Помещики всегда старались использовать труд талантливых крепостных мастеров, предпочитая их вольнонаемным мастерам. Некоторые помещики имели своих архитекторов, живописцев, мастеров по декоративной отделке, а иногда театральную группу и музыкантов. В таких поместьях, как Останкино, Архангельское, имелись мастерские, в которых работало более 1000 крепостных различных специальностей. Столярно-резчицкие мастерские были не только в крупных, но и во многих средних и мелкопоместных усадьбах. Во второй половине XVIII века, особенно в конце века, значительно возрастает столярное производство, расширяется сеть ремесленных мастерских и кустарных предприятий. Особую известность в то время приобрела резчицкая мастерская француза Павла Споля. Художник и искусный резчик по дереву, он привлек для работы в мастерских русских мастеров. В мастерской Споля были изготовлены резные украшения для интерьеров дома Демидова в Москве, а позже часть резного убранства Останкинского дворца графа Шереметьева. И.В.Лямин. Вторая жизнь дерева Смотрите также:Изделия из дерева Барокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики Декоративная деревянная отделка во середине XVIII века Следующая страница: Барокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики
|
(916) 616-48-72 Арт-векторы Керамическая плитка и керамогранит Изделия из камня Мозаика из камня и смальты Художественный паркет Изделия из дерева Дерево в интерьере второй половины XVIII векаБарокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики Декоративная деревянная отделка во середине XVIII векаДерево в интерьерах Петровской эпохиРезьба по деревуЛес в хозяйстве и творчествеРусская древесина Художественная ковка Лестницы Предметы искусства Комнатные растения |
Стильный интерьер Практикум дизайнера интерьера Ванная комната Детская комната Интерьер и фен-шуй |
О компании Контакты Арт-консалтинг Мастер-классы |
© Группа компаний «Модный интерьер», 2009-2013. +7 (916) 616-48-72 Дизайн интерьера, художественный паркет, мозаика, ковка, деревянные лестницы и столярные изделия, текстиль, предметы искусства, декоративные решения и аксессуары |
Карта сайта Ваш вопрос |