Новости Арт-векторы Каталог рисунков Эскизы и проекты Галерея Арт-детали |
|
Резьба по деревуРезьба по дереву занимала исключительное место в истории русского народного творчества. Необычайная любовь русского крестьянина к узорочью ярко отражена в песнях и былинах: в темном бору «богатый дом стоит», он «весь., убран, преукрашен», у него «крылечушко красное» с «точеными балясами, с переходами брусчатыми», а с крыльца вход в сени «новые, кленовые, решетчатые» или:
Уж из терема до терема Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментаций, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией. Резьбой украшали карнизы фронтона дома, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльца, ворота, калитки. Резной декор стал неизменным спутником архитектуры крестьянского жилья. Тесная связь резного убранства с композицией дома в целом и с каждой архитектурной деталью дает нам право рассматривать народные деревянные жилища как ценнейшие памятники архитектуры и резного декора. Простота форм и естественность материала бревенчатого дома, гармонируя с разнообразной по приемам выполнения и характеру орнамента резьбой, способствовали не только усилению впечатления композиционного единства сооружения, но и его живописности и уюта. Историческое развитие и местные особенности декора архитектурных форм наглядно прослеживаются на сохранившихся памятниках архитектуры Севера и Поволжья. Если фантазия северного плотника была направлена главным образом на поиски художественно-конструктивных решений с предельной скупостью в украшениях, то плотники Поволжья, чье искусство было близко городской усадебной архитектуре и традициям корабельной» резьбы, всегда стремились к декоративному богатству, к более смелому использованию достижений профессиональной архитектуры и новых материалов. Рельефная резьба Поволжья, как правило, компоновалась свободно из крупных орнаментальных элементов, северная же состояла из более мелких элементов, сплошь покрывающих резную доску. Несмотря на местные особенности архитектуры и декора, для народного русского зодчества характерно стилевое единство. Приемы выполнения архитектурной резьбы весьма разнообразны. Кроме геометрической резьбы, встречается плоско-рельефная, рельефная, горельефная, сквозная и накладная резьба. Разнообразны и элементы украшений. Мотивы родной природы — цветы, листья, плоды, рыбы — часто сочетаются с фантастическими существами: русалками, драконами, птица.ми-сиринами. Из городской архитектуры пришли античные мотивы: кронштейны, сухарики, каблучки и др. Одним из излюбленных мотивов крестьянского орнамента, завершающих фронтон дома, был «конек», напоминающий своим силуэтом голову лошади, оленя, птицы и т. д. Вырубленные из одного куска дерева, они почти необработанные покоряют своей скульптурной пластичностью, своеобразной прелестью, подмеченной человеком в природных качествах дерева. Убирая резьбой подзоры,наличники и ставни окон, народный мастер часто обращался к образу русалки-берегини или богини рек и озер. Легко и свободно он резал сложный мотив, умело подчиняя сюжет народному орнаментальному строю. Любимым мотивом резных украшений была вещая птица-сирин с человеческим ликом и роскошным павлиньим хвостом. Она напоминала собой сказочную жар-птицу. Рельефное изображение птицы на глади доски решается с большой непосредственностью и высоким мастерством. Плавные побеги ветвей„ заоваленность контуров резьбы придают мотиву особую выразительность и красоту. Концы досок-подзоров иногда украшались фигурой льва, держащего в лапах пышную ветвь аканта. Его ленивая поза: с мягкими очертаниями фигуры напоминает сказочное существо, оберегающее хозяина дома. Неистощимая фантазия и истинный вкус народного зодчего широко проявляются в разработке орнаментальных форм. Каждая изба неповторима по своему виду. Для каждой мастер находит разнообразные приемы резьбы и мотивы украшений. Но при всей многосложности, а подчас и насыщенности орнаментального рисунка в его сюжете видна конструктивная мысль, поэтому узорность избы всегда воспринимается как неделимое целое. Плоскорельефная и рельефная резьба, называющаяся «глухой» или «корабельной», с ранних пор широко применялась на военных и торговых кораблях. Еще во времена Ивана Грозного англичанин Джером Гарсей, побывав на судоверфях в Воронеже, писал о богатых украшениях кораблей того времени. Эти традиции удерживались и в эпоху Петра Первого, а позже этот вид резьбы служил украшением расшив галер, барж и судов, плававших по Волге. Многие резчики по дереву, работавшие на судоверфях, украшали «корабельной» резьбой жилые постройки, постепенно распространяя ее на многие районы страны. Выразительность резного убора усиливалась раскраской резьбы и фона в различные цвета. Основную палитру народного художника составляли белые, желтые, красные, зеленые, синие и коричневые цвета. Пользуясь цветом, он добивался ярких цветовых отношений или выдерживал цвет в более мягких тонах. Иногда окраска резных досок была очень сложной с переменой чередований цвета. Одна и та же доска (подзор или наличник окна) имела многоцветную окраску резьбы и фона. Свойственная средней полосе России полихромия сменяется более строгими цветовыми сочетаниями. Даже в одной и, той же области можно заметить разницу в красочных сочетаниях. Например, в северной части области преобладали белый, зеленый и синий цвета, в южной — белый, желтый и красный. Резные работы использовались и в дворцовой архитектуре. В частности, искусной резьбой был украшен Коломенский дворец царя Алексея Михайловича. Все резные работы, отделка и роспись Коломенского дворца выполнялись при непосредственном руководстве и участии мастеров Оружейной палаты. Московские художественно-промышленные мастерские возникли в начале XVI века и просуществовали два столетия. В начале XVIII века по указу Петра I Оружейная палата была закрыта и мастера ее — столяры и резчики частично были переведены в Петербург. Некоторые из них остались в Москве, часть возвратилась в родные деревни и села. Многие из столяров и резчиков были переведены в Астрахань и Воронеж, где в то время велись судостроительные работы. Оружейная палата достигла наибольшего расцвета в 1654-1680 годах. В эти годы палата состояла из ряда мастерских, куда входили столярные и резчицкие мастерские. В них работали русские и иностранные мастера, умеющие не только прекрасно выполнять столярные, токарные и резчицкие работы, но также «знамениты», т. е. рисовать и составлять проекты. Школа русской резьбы по дереву, формировавшаяся в мастерских Оружейной палаты, дала богатые плоды в различных отраслях этого вида искусства. Ее мастера, расходясь в поисках заработка по отдельным уголкам России, оставили яркий след в народной деревянной архитектуре. Резьбой украшали иконостасы церквей, интерьеры дворцов, торговые корабли, мебель, мелкие предметы домашнего обихода. Кроме того, искусство резьбы по дереву использовалось и в других видах ремесел: для оформления тканей, при получении рельефных керамических плиток, гравюрных изображений, пряничных форм и т. д. Словом, резьба как вид декоративной формы имела определенное влияние на другие художественные отрасли. Гражданский характер строительства, деловитость и практическая направленность архитектуры определили также характерные особенности декоративного искусства этого времени. Если раньше основой художественного решения являлась сравнительно мелкая и пышная орнаментация, закрывающая собой сплошь поверхность самого предмета, то в начале XVIII века четкий простой декоративный прием сочетался с идейно-художественным замыслом сюжета, подчеркивающим реальный светский характер изображения.
Блестящим примером подобного художественного решения является резной иконостас Петропавловского собора, созданный русскими мастерами во главе с Трофимом Ивановым и Иваном Телегиным по проекту архитектора И. П. Зарудного. (Имя И. Зарудного впервые упоминается в начале 1700 года. Тогда он работал в мастерской Оружейной палаты и руководил мастерами-резчиками живописцами и орнаменталистами. Сохранились сведения о шести иконостасах, выполненных И. Зарудным.) В иконостасе с необыкновенным мастерством раскрывается идейный смысл произведения, мысли и чувства, волновавшие в то время русского человека, его стремление преодолеть церковные каноны, придать композиции свободный светский характер. Иконостас представляет собой стройную золотую арку, свободно опирающуюся на устои в виде боковых пилонов. Сложно профилированный резной антаблемент поддерживался колоннами коринфского ордера. Верх арки увенчан сложными архитектурными элементами, снизу ниспадают искусно вырезанные из дерева складки тяжелой ткани, обрамленной бахромой с кистями. В центре по сторонам на пьедесталах располагаются фигуры ангелов. Ажурная, легко возвышающаяся арка с многосложными архитектурными деталями, с крупной и сочной резьбой свидетельствует о новых принципах декоративного убранства церковных сооружений, о новых орнаментальных формах и о новых приемах резьбы по дереву. Иконостасная резьба конца XVII и начала XVIII веков имела определенное влияние на развитие «корабельной» резьбы. Развернувшееся в первой четверти XVIII века судостроительство привлекло большое количество мастеров, знающих плотническое, столярное и резное дело. Собранные с разных концов. России мастера внесли в корабельное строительство приобретенные однажды навыки и художественные традиции. О характере самих судов и о «корабельной» резьбе того времени можно судить по сохранившимся деталям кораблей, по моделям и некоторым чертежам. Богатое убранство имели суда в петровское время. Обыкновенно носовая часть судна; украшалась скульптурными деталями (лев, стоящий на задних ногах с разинутой пастью, или человеческая фигура, облаченная: в военные доспехи, и др.); по бортовой части, прилегающей к носу, располагались кронштейны в виде женских фигур, мужские головы, кариатиды. Кормовая часть судна была более нарядной, резные украшения размещались по фризу и состояли из пилястр, кронштейнов, растительных форм и раковин. Кроме этих украшений, выполнялись такие украшения, как картуши, военные атрибуты и сюжетные композиции, куда входили морские божества, дельфины, третоны. Корпус судна окрашивался в яркие цвета, а резьба покрывалась позолотой. Декоративные украшения обычно представляют собой аллегорию, прославляющую силу русского флота, славу русского государства. Корабельные резчики, хорошо понимая назначение резных украшений, решали их смело, в свободной декоративной манере. Выполненные крупным планом, они были хорошо видны с большого расстояния. Старинные русские корабли, яхты, боты, в которых общее решение резного убранства гармонично сочеталось с архитектурными формами судна, представляли собой подлинные произведения искусства. В XIX веке в крестьянской архитектуре резьба и роспись получают широкое распространение. Встречается фигурная профилировка дверных наличников, резьба дверных полотен и перегородок. Затейливым узором расписывают потолок, простенки между окон, деревянную обшивку печи. Высокое мастерство и художественные традиции резьбы сохранялись в резном убранстве народной деревянной архитектуры вплоть до конца XIX века. В начале XX века в строительном деле стали использовать небольшой толщины тес вместо толстых досок, и это привело к постепенному вытеснению рельефной резьбы и замене её плоскопропильной или выпиловочной резьбой. Пропиловка дерева при сравнении с крупной рельефной резьбой на старинных избах кажется зачастую надуманной. Пропильные узоры по своему характеру часто плохо увязываются с массивными конструктивными элементами постройки. В орнаментах, заимствованных с вышивок, росписей, отсутствует рельеф, светотень которого составляла особую прелесть резьбы. Однако пропильная резьба особенно нарядно смотрится в отделке таких элементов как наличники и карнизы, создавая особенный образ русского дома. В наше время редко, где можно увидеть образцы старинной резьбы в чистом виде. Но отдельные уголки, сохраничшие черты народного творчества в архитектуре, можно и сейчас встретить в отдалённых деревнях. И.В.Лямин. Вторая жизнь дерева Смотрите также:Барокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики Декоративная деревянная отделка во середине XVIII века Дерево в интерьерах Петровской эпохи Следующая страница: Лес в хозяйстве и творчестве
|
(916) 616-48-72 Арт-векторы Керамическая плитка и керамогранит Изделия из камня Мозаика из камня и смальты Художественный паркет Изделия из дерева Дерево в интерьере второй половины XVIII векаБарокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики Декоративная деревянная отделка во середине XVIII векаДерево в интерьерах Петровской эпохиРезьба по деревуЛес в хозяйстве и творчествеРусская древесина Художественная ковка Лестницы Предметы искусства Комнатные растения |
Стильный интерьер Практикум дизайнера интерьера Ванная комната Детская комната Интерьер и фен-шуй |
О компании Контакты Арт-консалтинг Мастер-классы |
© Группа компаний «Модный интерьер», 2009-2013. +7 (916) 616-48-72 Дизайн интерьера, художественный паркет, мозаика, ковка, деревянные лестницы и столярные изделия, текстиль, предметы искусства, декоративные решения и аксессуары |
Карта сайта Ваш вопрос |