Модный интерьер Секреты ванной  
  Новости     Арт-векторы     Каталог рисунков     Эскизы и проекты     Галерея     Арт-детали      
 
Керамическая плитка     Красота камня     Мозаика из камня и смальты     Художественный паркет     Естественность дерева     Художественная ковка     Произведения искусства    
 
     

Резьба по дереву

Резьба по дереву занимала исключительное место в истории русского народного творчества. Необычайная любовь русского крестьянина к узорочью ярко отражена в песнях и былинах: в темном бору «богатый дом стоит», он «весь., убран, преукрашен», у него «крылечушко красное» с «точеными балясами, с переходами брусчатыми», а с крыльца вход в сени «новые, кленовые, решетчатые» или:

Уж из терема до терема
Золотые были выходы,
Ступенечки позолочены...

Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментаций, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией. Резьбой украшали карнизы фронтона дома, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльца, ворота, калитки.

Резной декор стал неизменным спутником архитектуры крестьянского жилья. Тесная связь резного убранства с композицией дома в целом и с каждой архитектурной деталью дает нам право рассматривать народные деревянные жилища как ценнейшие памятники архитектуры и резного декора.

Простота форм и естественность материала бревенчатого дома, гармонируя с разнообразной по приемам выполнения и характеру орнамента резьбой, способствовали не только усилению впечатления композиционного единства сооружения, но и его живописности и уюта. Историческое развитие и местные особенности декора архитектурных форм наглядно прослеживаются на сохранившихся памятниках архитектуры Севера и Поволжья. Если фантазия северного плотника была направлена главным образом на поиски художественно-конструктивных решений с предельной скупостью в украшениях, то плотники Поволжья, чье искусство было близко городской усадебной архитектуре и традициям корабельной» резьбы, всегда стремились к декоративному богатству, к более смелому использованию достижений профессиональной архитектуры и новых материалов.

Рельефная резьба Поволжья, как правило, компоновалась свободно из крупных орнаментальных элементов, северная же состояла из более мелких элементов, сплошь покрывающих резную доску. Несмотря на местные особенности архитектуры и декора, для народного русского зодчества характерно стилевое единство. Приемы выполнения архитектурной резьбы весьма разнообразны. Кроме геометрической резьбы, встречается плоско-рельефная, рельефная, горельефная, сквозная и накладная резьба. Разнообразны и элементы украшений. Мотивы родной природы — цветы, листья, плоды, рыбы — часто сочетаются с фантастическими существами: русалками, драконами, птица.ми-сиринами. Из городской архитектуры пришли античные мотивы: кронштейны, сухарики, каблучки и др.

Одним из излюбленных мотивов крестьянского орнамента, завершающих фронтон дома, был «конек», напоминающий своим силуэтом голову лошади, оленя, птицы и т. д. Вырубленные из одного куска дерева, они почти необработанные покоряют своей скульптурной пластичностью, своеобразной прелестью, подмеченной человеком в природных качествах дерева.

Убирая резьбой подзоры,наличники и ставни окон, народный мастер часто обращался к образу русалки-берегини или богини рек и озер. Легко и свободно он резал сложный мотив, умело подчиняя сюжет народному орнаментальному строю. Любимым мотивом резных украшений была вещая птица-сирин с человеческим ликом и роскошным павлиньим хвостом. Она напоминала собой сказочную жар-птицу. Рельефное изображение птицы на глади доски решается с большой непосредственностью и высоким мастерством. Плавные побеги ветвей„ заоваленность контуров резьбы придают мотиву особую выразительность и красоту.

Концы досок-подзоров иногда украшались фигурой льва, держащего в лапах пышную ветвь аканта. Его ленивая поза: с мягкими очертаниями фигуры напоминает сказочное существо, оберегающее хозяина дома. Неистощимая фантазия и истинный вкус народного зодчего широко проявляются в разработке орнаментальных форм. Каждая изба неповторима по своему виду. Для каждой мастер находит разнообразные приемы резьбы и мотивы украшений. Но при всей многосложности, а подчас и насыщенности орнаментального рисунка в его сюжете видна конструктивная мысль, поэтому узорность избы всегда воспринимается как неделимое целое.

Плоскорельефная и рельефная резьба, называющаяся «глухой» или «корабельной», с ранних пор широко применялась на военных и торговых кораблях. Еще во времена Ивана Грозного англичанин Джером Гарсей, побывав на судоверфях в Воронеже, писал о богатых украшениях кораблей того времени. Эти традиции удерживались и в эпоху Петра Первого, а позже этот вид резьбы служил украшением расшив галер, барж и судов, плававших по Волге. Многие резчики по дереву, работавшие на судоверфях, украшали «корабельной» резьбой жилые постройки, постепенно распространяя ее на многие районы страны.

Выразительность резного убора усиливалась раскраской резьбы и фона в различные цвета. Основную палитру народного художника составляли белые, желтые, красные, зеленые, синие и коричневые цвета. Пользуясь цветом, он добивался ярких цветовых отношений или выдерживал цвет в более мягких тонах. Иногда окраска резных досок была очень сложной с переменой чередований цвета. Одна и та же доска (подзор или наличник окна) имела многоцветную окраску резьбы и фона.

Свойственная средней полосе России полихромия сменяется более строгими цветовыми сочетаниями. Даже в одной и, той же области можно заметить разницу в красочных сочетаниях. Например, в северной части области преобладали белый, зеленый и синий цвета, в южной — белый, желтый и красный.

Резные работы использовались и в дворцовой архитектуре. В частности, искусной резьбой был украшен Коломенский дворец царя Алексея Михайловича. Все резные работы, отделка и роспись Коломенского дворца выполнялись при непосредственном руководстве и участии мастеров Оружейной палаты.

Московские художественно-промышленные мастерские возникли в начале XVI века и просуществовали два столетия. В начале XVIII века по указу Петра I Оружейная палата была закрыта и мастера ее — столяры и резчики частично были переведены в Петербург. Некоторые из них остались в Москве, часть возвратилась в родные деревни и села. Многие из столяров и резчиков были переведены в Астрахань и Воронеж, где в то время велись судостроительные работы.

Оружейная палата достигла наибольшего расцвета в 1654-1680 годах. В эти годы палата состояла из ряда мастерских, куда входили столярные и резчицкие мастерские. В них работали русские и иностранные мастера, умеющие не только прекрасно выполнять столярные, токарные и резчицкие работы, но также «знамениты», т. е. рисовать и составлять проекты. Школа русской резьбы по дереву, формировавшаяся в мастерских Оружейной палаты, дала богатые плоды в различных отраслях этого вида искусства. Ее мастера, расходясь в поисках заработка по отдельным уголкам России, оставили яркий след в народной деревянной архитектуре.

Резьбой украшали иконостасы церквей, интерьеры дворцов, торговые корабли, мебель, мелкие предметы домашнего обихода. Кроме того, искусство резьбы по дереву использовалось и в других видах ремесел: для оформления тканей, при получении рельефных керамических плиток, гравюрных изображений, пряничных форм и т. д. Словом, резьба как вид декоративной формы имела определенное влияние на другие художественные отрасли.

Гражданский характер строительства, деловитость и практическая направленность архитектуры определили также характерные особенности декоративного искусства этого времени. Если раньше основой художественного решения являлась сравнительно мелкая и пышная орнаментация, закрывающая собой сплошь поверхность самого предмета, то в начале XVIII века четкий простой декоративный прием сочетался с идейно-художественным замыслом сюжета, подчеркивающим реальный светский характер изображения.

Резной иконостас Петропавловского собора
Резной иконостас Петропавловского собора

Блестящим примером подобного художественного решения является резной иконостас Петропавловского собора, созданный русскими мастерами во главе с Трофимом Ивановым и Иваном Телегиным по проекту архитектора И. П. Зарудного. (Имя И. Зарудного впервые упоминается в начале 1700 года. Тогда он работал в мастерской Оружейной палаты и руководил мастерами-резчиками живописцами и орнаменталистами. Сохранились сведения о шести иконостасах, выполненных И. Зарудным.) В иконостасе с необыкновенным мастерством раскрывается идейный смысл произведения, мысли и чувства, волновавшие в то время русского человека, его стремление преодолеть церковные каноны, придать композиции свободный светский характер.

Иконостас представляет собой стройную золотую арку, свободно опирающуюся на устои в виде боковых пилонов. Сложно профилированный резной антаблемент поддерживался колоннами коринфского ордера. Верх арки увенчан сложными архитектурными элементами, снизу ниспадают искусно вырезанные из дерева складки тяжелой ткани, обрамленной бахромой с кистями. В центре по сторонам на пьедесталах располагаются фигуры ангелов. Ажурная, легко возвышающаяся арка с многосложными архитектурными деталями, с крупной и сочной резьбой свидетельствует о новых принципах декоративного убранства церковных сооружений, о новых орнаментальных формах и о новых приемах резьбы по дереву.

Иконостасная резьба конца XVII и начала XVIII веков имела определенное влияние на развитие «корабельной» резьбы. Развернувшееся в первой четверти XVIII века судостроительство привлекло большое количество мастеров, знающих плотническое, столярное и резное дело. Собранные с разных концов. России мастера внесли в корабельное строительство приобретенные однажды навыки и художественные традиции.

О характере самих судов и о «корабельной» резьбе того времени можно судить по сохранившимся деталям кораблей, по моделям и некоторым чертежам. Богатое убранство имели суда в петровское время. Обыкновенно носовая часть судна; украшалась скульптурными деталями (лев, стоящий на задних ногах с разинутой пастью, или человеческая фигура, облаченная: в военные доспехи, и др.); по бортовой части, прилегающей к носу, располагались кронштейны в виде женских фигур, мужские головы, кариатиды. Кормовая часть судна была более нарядной, резные украшения размещались по фризу и состояли из пилястр, кронштейнов, растительных форм и раковин. Кроме этих украшений, выполнялись такие украшения, как картуши, военные атрибуты и сюжетные композиции, куда входили морские божества, дельфины, третоны. Корпус судна окрашивался в яркие цвета, а резьба покрывалась позолотой.

Декоративные украшения обычно представляют собой аллегорию, прославляющую силу русского флота, славу русского государства. Корабельные резчики, хорошо понимая назначение резных украшений, решали их смело, в свободной декоративной манере. Выполненные крупным планом, они были хорошо видны с большого расстояния. Старинные русские корабли, яхты, боты, в которых общее решение резного убранства гармонично сочеталось с архитектурными формами судна, представляли собой подлинные произведения искусства.

В XIX веке в крестьянской архитектуре резьба и роспись получают широкое распространение. Встречается фигурная профилировка дверных наличников, резьба дверных полотен и перегородок. Затейливым узором расписывают потолок, простенки между окон, деревянную обшивку печи. Высокое мастерство и художественные традиции резьбы сохранялись в резном убранстве народной деревянной архитектуры вплоть до конца XIX века.

В начале XX века в строительном деле стали использовать небольшой толщины тес вместо толстых досок, и это привело к постепенному вытеснению рельефной резьбы и замене её плоскопропильной или выпиловочной резьбой. Пропиловка дерева при сравнении с крупной рельефной резьбой на старинных избах кажется зачастую надуманной. Пропильные узоры по своему характеру часто плохо увязываются с массивными конструктивными элементами постройки. В орнаментах, заимствованных с вышивок, росписей, отсутствует рельеф, светотень которого составляла особую прелесть резьбы. Однако пропильная резьба особенно нарядно смотрится в отделке таких элементов как наличники и карнизы, создавая особенный образ русского дома.

В наше время редко, где можно увидеть образцы старинной резьбы в чистом виде. Но отдельные уголки, сохраничшие черты народного творчества в архитектуре, можно и сейчас встретить в отдалённых деревнях.


И.В.Лямин. Вторая жизнь дерева




Смотрите также:

Барокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики Барокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики  
Для архитектуры и строительства эпохи барокко характерно высокое исполнительское мастерство резных украшений. Русские мастера, несмотря на сложность замысла и хрупкость материала, с кажущейся легкостью с большой скульптурной четкостью режут тончайшие ветки, листья, цветы, выявляя характер и форму мотива. Высокий рельеф резного украшения, местами доходящий до полного объема, моделируется мастером так, что обеспечивает ясность восприятия детали с любой точки зрения.

Декоративная деревянная отделка во середине XVIII векаДекоративная деревянная отделка во середине XVIII века  
Искусство деревянной резьбы в середине XVIII века достигает наивысшего расцвета. Пышная позолоченная резьба становится определяющим видом художественной отделки как в дворцовых помещениях, так и в храмах. Характерным признаком резных композиций является свободное ассимметричное построение. Сложные криволинейные формы орнамента, полные неожиданных сочетаний, повторяясь, создают причудливую игру светотени. Позолота усиливала богатство резной орнаментации и придавала архитектуре интерьера особую торжественность, эмоциональную приподнятость.

Дерево в интерьерах Петровской эпохиДерево в интерьерах Петровской эпохи  
Привлекая лучших мастеров того времени к отделке дворцовых помещений, Петр I стремился создать обстановку, отвечающую новому укладу жизни. По словам Андрея Нартова, «Петр I не любил никакой пышности, великолепия и многих прислужников», поэтому убранство лучших дворцовых сооружений начала XVIII века и их обстановка несут следы большого художественного вкуса при отсутствии особой торжественности и роскоши.


Следующая страница: Лес в хозяйстве и творчестве

    • Главная   • Арт-векторы   • Изделия из дерева   • Резьба по дереву  
  (916) 616-48-72


Арт-векторы

Керамическая плитка и керамогранит

Изделия из камня

Мозаика из камня и смальты

Художественный паркет

Изделия из дерева
Дерево в интерьере второй половины XVIII векаБарокко в дереве: архитекторы и мастера-резчики Декоративная деревянная отделка во середине XVIII векаДерево в интерьерах Петровской эпохиРезьба по деревуЛес в хозяйстве и творчествеРусская древесина

Художественная ковка

Лестницы

Предметы искусства

Комнатные растения







     
  Стильный интерьер     Практикум дизайнера интерьера     Ванная комната     Детская комната     Интерьер и фен-шуй      
  О компании     Контакты     Арт-консалтинг     Мастер-классы      
  © Группа компаний «Модный интерьер», 2009-2013.   +7 (916) 616-48-72
Дизайн интерьера, художественный паркет, мозаика, ковка, деревянные лестницы и столярные изделия, текстиль, предметы искусства, декоративные решения и аксессуары
Карта сайта
Ваш вопрос
МИ на Facebook